"Игры, в которые играют люди" Эрика Берна — это классическое исследование человеческого поведения через призму транзакционного анализа. Вот основные положения книги с примерами:
Основные положения:
Игры как повторяющиеся сценарии:
Игры — это повторяющиеся серии транзакций, которые ведут к предсказуемому исходу. Они скрывают истинные мотивы и чувства участников.
Пример: "Если бы не ты" (англ. "If It Weren’t For You") — игра, в которой человек обвиняет других в своих неудачах или ограничениях. Например, жена может говорить мужу: "Я могла бы устроиться на работу, если бы не ты, кто бы тогда занимался домом?"
Три эго-состояния:
Берн рассматривает три основных эго-состояния: Родитель, Взрослый, Ребенок. В играх участники часто переходят между этими состояниями.
Пример: В игре "Почему ты всегда..." (англ. "Why Don't You - Yes But") участник может начать в роли Взрослого, задавая вопрос, но быстро переключиться в Ребенка, отвергая все предложения ("Да, но...").
Психологические выгоды от игр:
Игры обеспечивают участникам определенные психологические выгоды, такие как внимание, чувство превосходства, или даже подтверждение своих негативных убеждений о себе или мире.
Пример: В игре "Деревянная нога" (англ. "Wooden Leg") алкоголик может использовать свое пристрастие как оправдание для неудачи в жизни, получая тем самым жалость и избегая ответственности.
Степени игр:
Берн классифицирует игры по степени серьезности последствий: первая степень — легкие, вторая — более серьезные, третья — ведущие к значительным последствиям, включая смерть.
Пример: "Взрослые игры" (англ. "Now I've Got You, You Son of a Bitch") могут быть первой степени, когда это просто способ выразить раздражение, но могут перейти в третью степень, если приводят к физическому насилию или разрушению отношений.
Анализ сценариев жизни:
Игры часто являются частью более крупных жизненных сценариев, которые люди следуют, не осознавая этого. Эти сценарии могут быть победными, проигрышными или трагическими.
Пример: Человек, играющий в "Алкоголика" (англ. "Alcoholic"), может следовать сценарию, где он видит себя неизбежно проигравшим, несмотря на попытки "поправиться".
Обучение для прекращения игр:
Берл подчеркивает важность осознания игр и обучения новым способам взаимодействия для улучшения личных отношений и жизни в целом.
Пример: Через анализ и понимание собственных игр, как в случае с игрой "Рэкет" (англ. "Racket"), где человек постоянно ищет эмоциональный заряд через страдания, можно начать менять поведение на более конструктивное.
Эрик Берн предлагает исследовать и осознавать эти игры, чтобы люди могли избегать негативных циклов и улучшать качество своих взаимоотношений и жизни.
Вот несколько примеров "игр" из книги Эрика Берна "Игры, в которые играют люди", с кратким описанием:
Если бы не ты (If It Weren’t For You):
Описание: Игрок обвиняет кого-то (часто партнера) в том, что он не может достигнуть своих целей.
Пример: Женщина говорит мужу: "Я могла бы вернуться к учебе, если бы не ты и твоя работа, которая требует все мое время."
Почему ты всегда... (Why Don’t You - Yes But):
Описание: Игрок просит совета у других, но отвергает все предложения, находя причину, почему они не подходят ("да, но...").
Пример: "Как мне найти лучшую работу?" — "Почему бы тебе не посмотреть вакансии в интернете?" — "Да, но у меня нет времени сидеть в интернете."
Деревянная нога (Wooden Leg):
Описание: Использование слабости или недостатка как оправдания для бездействия или неудачи.
Пример: "Я бы смог вернуться к спорту, если бы не моя старая травма колена" — где травма становится оправданием для избегания физической активности.
Теперь я тебя поймал, сукин сын (Now I've Got You, You Son of a Bitch):
Описание: Игра, в которой человек поджидает момент, чтобы "поймать" кого-то на ошибке или несовершенстве, чтобы обвинить или наказать.
Пример: Когда супруг(а) забывает о важном дне, игрок использует это как повод для громкого скандала, доказывая, что партнер бессердечен или безответственен.
Алкоголик (Alcoholic):
Описание: Игра, в которой человек использует алкоголизм как средство контроля над окружающими или как оправдание для своих жизненных неудач.
Пример: "Я бы стал лучшим начальником, если бы не мои проблемы с алкоголем" — использование зависимости как оправдания для неудач в карьере.
Рэкет (Racket):
Описание: Игра, где человек собирает "дивиденды" в виде внимания, сочувствия или жалости через демонстрацию страданий и проблем.
Пример: Постоянное жалование на здоровье или плохие отношения с коллегами для получения эмоциональной поддержки и внимания.
Злорадство (Schlemiel):
Описание: Игрок постоянно делает что-то неправильно или неуклюже, провоцируя других на проявление раздражения или жалости.
Пример: Постоянно проливает кофе на рабочем месте, чтобы другие заметили и предложили помощь или сделали замечание.
Эти игры часто играются бессознательно, но осознание их может помочь людям выйти из разрушительных циклов и улучшить качество своих отношений и жизни.
Вот несколько дополнительных примеров для некоторых из игр Эрика Берна:
Если бы не ты (If It Weren’t For You):
Дополнительный пример: Мать говорит сыну: "Я бы вернулась к работе, если бы не ты и твоя потребность в моем постоянном контроле после школы."
Почему ты всегда... (Why Don’t You - Yes But):
Дополнительный пример: "Мне нужно похудеть, что мне делать?" — "Запишись в спортзал." — "Да, но я так устаю после работы, у меня нет сил идти в спортзал."
Деревянная нога (Wooden Leg):
Дополнительный пример: "Я бы смог написать книгу, если бы не мои хронические боли в спине" — где боль становится удобным оправданием для нерешительности или лени.
Теперь я тебя поймал, сукин сын (Now I've Got You, You Son of a Bitch):
Дополнительный пример: Работник ждет, когда коллега придёт на работу на несколько минут позже, чтобы затем пожаловаться начальству, доказывая непрофессионализм.
Алкоголик (Alcoholic):
Дополнительный пример: После очередного провала на работе, человек говорит: "Я бы смог удержать эту должность, если бы не моя проблема с алкоголем" — используя зависимость как оправдание для профессиональных неудач.
Рэкет (Racket):
Дополнительный пример: Постоянное жалование на "непонимающих" друзей или семью, чтобы получить внимание и поддержку: "Никто меня не понимает, все только и делают, что критикуют."
Злорадство (Schlemiel):
Дополнительный пример: Человек постоянно забывает выключать свет в комнатах, провоцируя других жильцов дома на постоянные напоминания и раздражение, что может быть его способом привлечь внимание или показать свою "беспомощность".
Королева (Queen):
Описание: Игра, в которой человек играет роль жертвы, постоянно требуя внимания, заботы и поддержки от других.
Пример: Человек постоянно жалуется на своё здоровье, не настолько серьёзное, чтобы требовать реального внимания медиков, но достаточное, чтобы домашние или коллеги постоянно заботились о нем.
Хороший человек (Good Guy):
Описание: Игра, где человек стремится быть признанным как "хороший", часто за счет собственных интересов или здоровья, но с неявным ожиданием благодарности или компенсации.
Пример: Работник, который постоянно остается сверхурочно, чтобы закончить работу за всех, но затем начинает жаловаться на отсутствие признания или помощи от коллег.
Эти примеры иллюстрируют, как игры могут проявляться в повседневной жизни, часто не осознаваясь их участниками, и показывают, как важно понимание этих динамик для улучшения межличностных отношений.
Анализ игр Эрика Берна в рамках транзакционного анализа предполагает рассмотрение трех основных аспектов каждой игры: структуры, динамики и психологического выигрыша. Вот более глубокий анализ ключевых элементов игр Берна:
1. Структура Игры
Транзакции: Игры состоят из серии транзакций — обменов между людьми, которые могут быть комплементарными (прямыми) или скрытыми (где истинный мотив отличается от явного). Например, в игре "Почему ты всегда..." (Why Don't You - Yes But) транзакции включают запрос совета и последующее отвержение всех предложений.
Роли: Каждый участник игры принимает определенную роль, часто переключаясь между различными эго-состояниями (Родитель, Взрослый, Ребенок). В игре "Если бы не ты" один играет роль жертвы (Ребенок), другой — "препятствия" (Родитель).
2. Динамика Игры
Начало и развитие: Игры начинаются с "приманки" — провокации, которая втягивает второго участника. Например, в игре "Теперь я тебя поймал, сукин сын" приманка может быть в виде намеренного создания ситуации, в которой другой ошибется.
Поворотный момент: Это момент, когда игра становится очевидной, часто с эмоциональным взрывом или разоблачением. В "Деревянной ноге" это может быть момент, когда кто-то прямо обвиняет человека в использовании своей слабости как оправдания.
Разрешение: Конец игры обычно предсказуем и часто повторяется. Это может быть получение психологического выигрыша, например, жалость или чувство превосходства.
3. Психологический Выигрыш
Вторичная выгода: Каждый игрок получает что-то из игры, часто это скрытые психологические преимущества, такие как внимание, подтверждение негативных убеждений о себе или других, или избавление от ответственности.
Подтверждение сценария: Игры часто подкрепляют жизненные сценарии, которые люди следуют, не осознавая этого. Например, в игре "Алкоголик" игрок подтверждает свой сценарий как неудачника или жертву.
Анализ для улучшения взаимоотношений:
Осознание: Первый шаг к прекращению игр — это осознание того, что они происходят. Люди могут начать замечать повторяющиеся паттерны в своих взаимоотношениях.
Разрыв сценария: Понимание и разрыв цикла игр могут помочь в изменении жизненного сценария. Это включает в себя работу над собственными эго-состояниями и улучшение коммуникации.
Автономия: Цель транзакционного анализа — помочь людям достичь большей автономии, когда они способны взаимодействовать из состояния Взрослого, избегая игр и манипуляций.
Конструктивное взаимодействие: Вместо игр, люди могут научиться вести диалог, который приносит реальные результаты и удовлетворение для всех участников.
Анализ игр Берна является мощным инструментом для понимания и улучшения человеческих взаимоотношений, предоставляя возможность для личностного роста и более честного, открытого общения.
В транзакционном анализе Эрика Берна транзакции — это обмены стимулами между людьми, которые могут быть комплементарными (прямыми) или скрытыми (кроссовыми). Вот примеры различных типов транзакций, демонстрирующих, как могут взаимодействовать эго-состояния:
Комплементарные Транзакции
Взрослый-Взрослый (A-A):
Ситуация: Два коллеги обсуждают проект.
Транзакция:
Коллега 1: "Каковы сроки для завершения этого проекта?"
Коллега 2: "Нам нужно закончить к концу следующей недели."
Здесь оба общаются из состояния Взрослого, обмениваясь информацией рационально и продуктивно.
Родитель-Ребенок (P-C):
Ситуация: Родитель с ребенком.
Транзакция:
Родитель: "Ты должен прибрать свои игрушки перед сном."
Ребенок: "Хорошо, мама."
Родитель действует из состояния Родителя, давая указания, а ребенок отвечает из состояния Ребенка, принимая указание.
Ребенок-Родитель (C-P):
Ситуация: Сотрудник просит начальника о помощи.
Транзакция:
Сотрудник: "Мне нужна помощь с этим отчетом, я не понимаю, как это делать."
Начальник: "Давай я покажу тебе, как это делается."
Здесь сотрудник говорит из состояния Ребенка, ища поддержку, а начальник отвечает из состояния Родителя, предлагая помощь.
Скрытые (Кроссовые) Транзакции
Скрытая Взрослый-Ребенок в Родитель-Взрослый:
Ситуация: Менеджер, недовольный работой подчиненного.
Подчиненный: "Всё под контролем." (Взрослый-Взрослый)
Менеджер (скрыто): "Ты уверен, что делаешь это правильно?" (Родитель-Ребенок)
На поверхности это обсуждение проектов, но скрытое послание — это недоверие и контроль.
Скрытая Ребенок-Родитель в Взрослый-Взрослый:
Ситуация: Друзья обсуждают, куда пойти вечером.
Транзакция:
Друг 1: "Как насчет того, чтобы пойти в новый кино?" (Взрослый-Взрослый)
Друг 2: "Я не хочу, это слишком далеко." (Взрослый-Взрослый)
Друг 1 (скрыто): "Ты всегда так ленив!" (Ребенок-Родитель)
Хотя на поверхности это просто обсуждение планов, скрытое сообщение выражает раздражение или обвинение.
Эти примеры показывают, как разные эго-состояния могут проявляться в коммуникации, влияя на результат взаимодействия. Понимание этих транзакций помогает улучшить коммуникацию, избегая недопонимания и конфликтов.
Кроссовые (или скрытые) транзакции — это обмены, в которых поверхностное сообщение отличается от скрытого или истинного намерения. Они могут привести к непониманию, конфликтам или играм в коммуникации. Вот несколько примеров кроссовых транзакций:
Коллега 1: "Что ты думаешь о новом предложении?" (Взрослый-Взрослый)
Коллега 2: "Я думаю, это может сработать." (Взрослый-Взрослый)
Скрытая транзакция:
Коллега 1 (скрыто): "Давай вместе подумаем, как бы мы могли это испортить!" (Ребенок-Ребенок)
Здесь может быть подтекст игры или шутки, где истинное намерение не столько обсудить предложение, сколько посмеяться над ситуацией или предложить нечто абсурдное.
Учитель: "Ты опять опоздал на урок!" (Родитель-Ребенок)
Ученик: "Извините, у меня были проблемы с транспортом." (Ребенок-Родитель)
Скрытая транзакция:
Учитель (скрыто): "Давай найдем решение, чтобы это не повторялось." (Взрослый-Взрослый)
Здесь учитель может использовать авторитетную позицию, чтобы стимулировать ученика к решению проблемы, а не просто к извинениям.
Эти примеры показывают, как скрытые намерения могут влиять на коммуникацию, часто приводя к недопониманиям или к началу "игр", описанных Бернм. Важно осознавать такие транзакции, чтобы улучшить понимание между людьми и избегать конфликтов.