Актерская система работы над собой и метод работы по Станиславскому и Михаилу Чехову
Актерская система Станиславского, разработанная Константином Сергеевичем Станиславским, стала одной из самых влиятельных методологий в актерском мастерстве. Она нацелена на создание подлинного, правдивого исполнения ролей через глубокое погружение актера в психологические и эмоциональные аспекты персонажа. Вот ключевые составляющие, основные понятия и методы работы актера над собой в системе Станиславского:
Основные составляющие системы:
Переживание (Эмоциональная память):
Актер использует свои собственные воспоминания и эмоции, чтобы войти в состояние персонажа. Станиславский учил, что актер должен помнить и воссоздавать чувства, которые он когда-то испытывал.
Действие (Задача и Сверхзадача):
Каждое действие актера должно иметь цель (задачу), а все действия вместе направлены на достижение сверхзадачи – основной цели персонажа в пьесе.
Вера в правду сцены:
Актер должен верить в реальность происходящего на сцене, чтобы убедить в этом зрителя.
Психотехника:
Методы для работы над внутренним состоянием актера, включая концентрацию, внимание, воображение и другие психологические процессы.
Основные понятия:
Психологический жест – физическое выражение внутреннего состояния персонажа, которое помогает актеру войти в роль.
Сверхзадача – главная мотивация персонажа на протяжении всей пьесы.
Магическая "Если бы" – актер задает себе вопросы "Что бы я сделал, если бы я был на месте моего персонажа?", что помогает вживаться в роль.
Линия жизни персонажа – понимание биографии персонажа, его прошлого, настоящего и будущего.
Данности – все, что известно о персонаже из пьесы, его обстоятельства, характер, отношения.
Метод работы актера над собой:
1. Работа над собой в актерском плане:
Работа над вниманием и воображением: Актер учится концентрироваться, развивать воображение, чтобы сделать свои переживания на сцене более живыми и правдоподобными.
Работа над чувством правды: Умение различать подлинные и фальшивые эмоции, что помогает в создании реалистичных сцен.
2. Работа над собой в физическом плане:
Работа над движениями: Актер должен научиться управлять своим телом так, чтобы его движения были органичны для персонажа.
Работа с голосом: Развитие дыхания, дикции, интонации для передачи эмоций и характера персонажа.
3. Работа над ролью:
Анализ роли: Изучение текста, понимание мотиваций персонажа, его взаимодействия с другими персонажами.
Создание образа: Использование всех наработанных техник для создания полноценного образа персонажа, включая внешние атрибуты (костюм, грим) и внутренние мотивы.
4. Непрерывное самообразование:
Станиславский подчеркивал важность постоянного самосовершенствования актера, включая изучение литературы, психологии, и даже таких дисциплин, как фехтование или танцы, что могло бы помочь в исполнении ролей.
Метод Станиславского "Работа актера над собой" требует от актера глубокой саморефлексии, анализа собственных эмоций и опыта, что позволяет создавать образы, которые кажутся зрителю совершенно реальными и убедительными.
Получите доступ к онлайн курсу по технике речи всего за 499р. Перейдите по ссылке и изучите содержание курса:
Сверхзадача в системе Станиславского – это фундаментальный концепт, который лежит в основе создания персонажа и постановки спектакля. Давайте рассмотрим это понятие подробнее:
Определение Сверхзадачи
Сверхзадача – это главная, всеобъемлющая цель, которая определяет основное стремление персонажа на протяжении всей пьесы. Она представляет собой ту высшую цель, ради которой персонаж живет, действует и развивается в рамках сюжета. Сверхзадача может быть как личной для персонажа, так и общей для всего произведения, отражая его идейное и эмоциональное ядро.
Основные аспекты сверхзадачи:
Идейная сущность: Сверхзадача часто связана с философскими, этическими или социальными вопросами, которые стоят за пьесой. Она отражает основное послание или идею, которую автор пытается передать через свое произведение.
Мотивация персонажа: Для актера сверхзадача служит мощным двигателем всех действий и реакций персонажа. Это то, к чему персонаж стремится на подсознательном уровне, что определяет его поведение и выбор.
Сквозное действие: Сверхзадача связана с концепцией сквозного действия – это непрерывная линия действий и стремлений, которые ведут к достижению сверхзадачи. Сквозное действие – это конкретные шаги, которые персонаж предпринимает, чтобы достичь своей главной цели.
Примеры сверхзадачи:
Гамлет (У. Шекспир): "Познание истины о смерти отца и месть за его убийство" – это сверхзадача, которая определяет все его действия и внутренние конфликты.
Чайка (А. Чехов): Для Нины Зарянкиной это может быть "Стать великой актрисой и найти свое место в искусстве", что объединяет все ее стремления и противоречия.
Как актер работает над сверхзадачей:
Анализ пьесы: Актер должен глубоко понять драматургию, чтобы выявить сверхзадачу. Это включает в себя изучение текста, контекста, характеров и отношений между персонажами.
Самовыражение: Станиславский учил актеров искать личные эмоциональные аналогии, которые бы соответствовали сверхзадаче их персонажа. Это помогает актеру вживаться в роль на глубоком уровне.
Постоянное стремление: Сверхзадача не должна покидать актера на протяжении всего спектакля. Каждое действие, каждый жест должны быть окрашены стремлением к этой цели.
Импровизация и адаптация: Актер может использовать сверхзадачу как компас для импровизации или изменения действий в зависимости от реакции партнеров или аудитории, но всегда оставаясь в рамках основной цели.
Важность сверхзадачи:
Единство спектакля: Сверхзадача обеспечивает единство всех элементов спектакля, делая его целостным произведением искусства.
Мотивация актера: Она служит источником вдохновения и мотивации для актера, помогая ему избежать механического исполнения роли.
Восприятие зрителя: Когда актер сильно связан со сверхзадачей, это позволяет зрителю лучше понять и почувствовать суть персонажа и самой пьесы.
Сверхзадача – это не просто цель, это внутреннее стремление, которое наполняет действия актера смыслом и энергией, делая его исполнение глубоким и многогранным.
Актерская техника Михаила Чехова – это метод, который акцентирует внимание на психофизических процессах актера, сосредотачиваясь на использовании воображения, тела и чувств для создания персонажа. Михаил Чехов, племянник Антона Чехова, разработал свою систему, исходя из своего опыта в театре и кино, а также под влиянием учений Станиславского, но с акцентом на более непосредственный и интуитивный подход. Вот ключевые элементы и принципы его техники:
Основные элементы техники Михаила Чехова:
Психофизика:
Чехов подчеркивал взаимосвязь между психикой и физикой. Он верил, что изменение физического состояния может прямо влиять на эмоциональное состояние актера и наоборот. Например, изменение позы или дыхания может вызвать определенные чувства.
Импульсы и Телесное Воображение:
Актер использует "импульсы" – внутренние движения, которые ведут к физическим действиям. Это может быть движение руки, изменение позы или выражение лица, которое несет в себе эмоциональный заряд. Телесное воображение помогает актеру воплотить внутренний мир персонажа через движение и жесты.
Атмосфера:
Чехов ввел концепцию "атмосферы" – это нечто большее, чем просто настроение, это общее эмоциональное состояние, которое охватывает сцену или весь спектакль. Актер должен чувствовать и передавать эту атмосферу, которая влияет на каждое действие и каждую реплику.
Психологический жест:
Это ключевой элемент техники Чехова, который представляет собой движение, выражающее внутреннее состояние персонажа. Каждый персонаж имеет свой уникальный психологический жест, который помогает актеру быстро войти в роль.
Ощущения тела и воображения:
Чехов обучал актеров к использованию воображения для вызова конкретных ощущений в теле, что помогает создать эмоциональное состояние персонажа без прямого погружения в личные переживания актера.
Центры:
Чехов говорил о "центрах" в теле (грудной, поясничный, головной), каждый из которых связан с определенными эмоциями и качествами персонажа. Работа с этими центрами помогает актеру в создании образа.
Методы работы:
Упражнения на воображение: Актеры учатся видеть мысленные образы, которые они затем воплощают в действие, например, представляя, что они держат в руках что-то тяжелое или легкое, что влияет на их движения и эмоции.
Тренинг по атмосфере: Актеры создают и поддерживают определенную атмосферу, используя все аспекты своего тела и воображения.
Работа с психологическим жестом: Актеры находят и отрабатывают жесты, которые выражают сущность персонажа, повторяя их, чтобы они стали частью их сценического языка.
Импровизация: Чехов поощрял актеров к импровизации, чтобы найти новые способы выражения через физическое действие и эмоциональное состояние.
Влияние и применение:
Техника Михаила Чехова оказала огромное влияние на современное актерское искусство, особенно в области кино и театра, где требуется быстрое и эффективное вхождение в роль. Его методы используются в обучении актеров по всему миру, поскольку они помогают достигать глубокого и нюансированного исполнения без необходимости долгого погружения в личные переживания, что делает актерство более доступным и менее эмоционально истощающим.